ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ КУХНЯ Понедельник, 26.06.2017, 23:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Магазин одежды Домовой.
Поделится



Меню сайта
Интересное
Кулинары читают
Рецепты на бис [6]
Вкусный праздничный стол [1]
Самое популярное
Пирог «Афродита»
Шоколадно-кофейный торт
Сладкий перец «Оригинал»
Салат с семгой
Суп-гуляш
Сырные шарики
Шоколадный пудинг
Свинина с тыквой
Холодный суп с миндалем
Горячий апельсиновый шоколад
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ТРАПЕЗЫ

Традиции русской трапезы  У любого народа есть свои многочисленные традиции, и немаловажное место среди них занимают те, которые связаны с едой. В каждой стране есть любимые всеми блюда и свои традиции застолья и гостеприимства.
  Традиции русских людей, связанные с приемом пищи, складывались под влиянием самых разных факторов, и в первую очередь они определялись трудовым ритмом и распорядком дня. Этот самый распорядок дня в старину в крестьянских семьях назывался «выть» и обычай требовал, чтобы он соблюдался неукоснительно. Отступить от него разрешалось только во время полевой страды.
  Трудовой день начинался с завтрака, причем он был очень плотным и сытным. Завтрак составлял около 25-30% от суточной калорийности пищи. В середине дня был обед — основной прием пищи, составлявший 40-50% суточной потребности человека в калориях. Обеденный перерыв длился долго и после обеда даже в страдную пору полагался сон. У русских людей обед делил рабочий день на две половины, а в зимнюю пору в крестьянских семьях на нем день и кончался. Последней обязательной трапезой в течение дня был ужин и, как правило, к нему подавались легкие блюда.
  Приготовлением пищи занималась обычно мать семейства, а если в семье был женатый сын, то у печи хлопотала невестка. Она должна была встать на рассвете, затопить печь, приготовить еду для всех домочадцев и накрыть стол.
  Обедали и ужинали всегда в строго определенное время. При этом вся семья собиралась за столом, где у всякого было свое место. Первым, во главу стола садился хозяин дома, за ним в соответствии с возрастом или семейным рангом все остальные домочадцы. Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб. Жидкие горячие блюда обычно подавали в одном большом чугунке на всю семью. Если же едоков было много, то один чугунок ставили для 2-3 человек. Были и специальные правила приема пищи и поведения за столом. Хозяин дома следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других. При этом гущу из похлебки, особенно мясо или сало, можно было зачерпывать только после того, как это сделает глава семейства. Нельзя зачерпывать похлебку дважды после откушенного куска, нельзя на одной ложке брать по два куска мяса. Если же кто из едоков по рассеянности или умышленно нарушал эти правила, то незамедлительно получал ложкой по лбу. Такой своеобразный «застольный этикет» был не случаен. Считалось, что за стол вместе с домочадцами садятся также домовые, лесовые и прочая нечисть. Они сидят, разинув рты, возле того, кто забыл перед едой вымыть руки и помолиться. Человек зачерпнет ложку и думает, что несет ее к своему рту, но на самом деле пищу за него съедает сидящая рядом нечистая сила. Вот и вынужден такой человек работать ложкой быстрее других. Каждый лишний кусок попадает бесу. Именно за такое «подкармливание» всякой нечисти и попадало едокам от хозяина.
  Твердые, вареные, печеные, жареные продукты и кушанья (мясо, рыба и т.д.) подавались нарезанными кусками на общем большом блюде. До появления вилок куски брали руками и с помощью своего ножа (а его имел каждый) «расправлялись» с ним. Во время еды кусок можно было уложить на ломоть хлеба, а позже — на тарелку. Тарелки ставились на стол для твердых кушаний и не менялись до конца обеда. В них же складывали и объедки. Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о дно посуды, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. Перед тем, как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. Все это лишний раз подтверждает то почтение, и даже благоговение, которое русские люди испытывали по отношению к хлебу насущному.
  В более зажиточных семьях старинный русский обеденный стол состоял обыкновенно из четырех подач: «холодных еств, горячих, или похлебок, жареного, взваров и пирожных». Что касается сервировки, то, как правило, длинные дубовые столы покрывали сначала подскатертниками, на них во время трапезы укладывали суконные или бархатные шитые серебром или золотом скатерти. Около столов ставили табуреты-стольцы или длинные лавки, имевшие на одном конце возвышения-приголовки для отдыха отобедавших. Первые блюда обычно подавали в глиняных, деревянных, оловянных, серебряных или медных луженых тарелках. Напитки приносили в больших ендовах (сосудах, вмещающих в себя несколько ведер), а подавали в глиняных и деревянных братинах (четверть ведра), или ставцах, на которых часто были развешаны маленькие ков-шики-черпальца. Пили из кружек, чаш, кубков, корцов или чарок.
  Особенно роскошными были царские и боярские праздничные обеды. Вот, например, как описывается царский пир, устроенный Иваном Грозным для своих опричников, в книге А.К. Толстого «Князь Серебряный»: «...На столах в это время, кроме солонок, перечниц и уксусниц, не было никакой посуды, а из яств стояли только блюда холодного мяса на постном масле, соленые огурцы, сливы и кислое молоко в деревянных чашках... Множество слуг, в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед...
  Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, распущенные хвосты которых качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи...
  Обед продолжался... На столы поставили сперва разные студени; потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с инбирем, бескостных куриц и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей со пшеном и тетерок с шафраном...
  Отличились в этот день царские повара. Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки карачи с бараниной... Хороши и вкусны были также и зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночною подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном...»
 
  В боярских и богатых дворянских домах на пирах к столу подавалось от 50 до 100 различных блюд. На стол ставили по одному блюду, соблюдая очередность. Остальные блюда с кушаньями слуги держали в руках.
  Размах царских угощений не знал границ. Борис Годунов, например, жениху своей дочери Ксении — Мангусу посылал по 100-200 кушаний. Все они размещались только на золотых блюдах и в золотых сосудах с толстыми золотыми крышками.
  С еще большей щедростью обставлялись торжественные обеды в честь иностранных гостей. Так, на обеде в честь английского посла Кармеля было выставлено 550 блюд. Во дворце царя «от сего стола» ежедневно обедало до тысячи человек.
  Но не только сильные мира сего любили попировать. Мужи рангом пониже царей, бояр и сановного духовенства также не отказывали себе в удовольствии собраться «всем миром» за праздничным столом. Поводов для застолий у наших предков, впрочем, как и у современников, всегда было достаточно. Народные и церковные праздники, семейные торжества, встречи и проводы, и т. д.
  Вот, например, как проходил праздничный пир в доме зажиточного горожанина.
  Гостей приглашали загодя. В зависимости от важности гостя хозяин либо лично ездил к нему с приглашением, либо посылал слугу. Дворня под неусыпным оком хозяйки чистила и скребла двор и дом. Приехавшие на пир гости собирались в комнате и ожидали выхода хозяйки. Нарядно одетая, она появлялась перед ожидавшими и приветствовала всех, кланялась в пояс. Гости отвечали ей поклоном до земли.
  Затем начинался «поцелуйный» обряд: хозяин, кланяясь гостям, просил их почтить его жену поцелуем. По просьбе гостей хозяин сначала сам целовал супругу, а затем все гости по очереди. Они подходили к хозяйке, держа руки за спиной, целовали ее и, отступив назад, снова кланялись ей до земли, на что хозяйка отвечала поясным поклоном. По окончании поцелуйного обряда хозяйка подносила каждому гостю чарку и, выпив вино, он возвращал ее, сопровождая все это поклоном. Угостив всех вином, хозяйка шла к своему женскому столу. Это был знак гостям рассаживаться за стол.
  Для застолья выбиралось самое просторное и красивое помещение в доме. Обычно в богатых домах это была палата. А у среднего горожанина —  столовая либо сени. Полы устилались коврами, столы накрывались нарядными скатертями, а лавки —  расшитыми половиками. Стол в доме среднего горожанина обычно имел постоянное место и располагался под образами (иконами) у неподвижных лавок. С другой стороны к нему приставляли скамью. Места на подвижной скамье считались менее почетными, чем на лавке. Если гостей собиралось много,  к столу  подставляли дополнительно еще один или несколько столов.
  После того как все гости рассядутся за столом, хозяин резал хлеб на ломти и вместе с солью подавал каждому гостю. Этим он подчеркивал хлебосольство своего дома и глубокое уважение ко всем присутствующим.
  Перед хозяином ставилось так называемое опричное блюдо. Кушанья с него хозяин своими руками перекладывал в небольшие суды (миски) и передавал со слугами избранным гостям в знак особого к ним внимания. Слуга, передавая гостю этот своеобразный привет от хозяина, обычно говорил: «Чтоб тебе, государь, кушать на здоровье».
  На таких пирах принято было выпивать чарку вина «единым духом», а не пить «по-куриному», т.е. глотками. Отказаться от еды и питья значило обидеть хозяина. Интересно, что быстрое опьянение считалось неприличным, и поэтому благоразумные гости весьма осмотрительно пили «единым духом», помня поговорку: пить до дна — не видать добра. Однако понятия о приличиях в то время требовали, чтобы к концу застолья гости все-таки опьянели или в угоду хозяину хотя бы притворились опьяневшими.
  Количество перемен блюд зависело от достатка в доме. Но при всех обстоятельствах подавались самые разные пироги, уха и разносолы.

***

  Холодные явства — закусочный стол — отличался изобилием отменных блюд, существовал отдельно и разнообразил обеденный стол. Салаты или «саллери» подавали чаще как гарниры к мясным блюдам. Очень любили на Руси винегреты и заливные, которые называли разсолами, т.е. блюдами из разных соленостей. Знали русские кулинары о соусах, называя их муковниками, и по смыслу объединяли с соусами-гарнирами. К холодным блюдам отдельно подавали приправы: хрен, горчицу, уксус, сметану.
  В конце XVII века ассортимент закусочного стола еще более расширился. К нему добавились студни, рыбная икра, соленые и копченые окорока, колбасы, буженина и маринады. Для рыбных закусок того времени были характерны соленая и малосольная рыба, заливное, тельное, жареные молоки, закусочное раковое масло. Популярны были и блюда из раков, которых наши предки разводили в домашних условиях и откармливали до любого размера. Заслуженную славу приобрели балыки и провесная рыба.
  С незапамятных времен на Руси готовили множество блюд из мяса диких и домашних животных, птицы и дичи.
  Супы и похлебки поражали иностранцев своими вкусовыми качествами. Особенно это касалось рассольников из осетрины, лосося, белужины, а также щей. Огромна была слава борщей с ватрушками, жареными карасями, снетками, грибами и ушками. Супы-пюре русские повара готовили еще до французов и называли их протертыми похлебками.
  В начале XVIII века в России стали выращивать арбузы, картофель, а позже и помидоры, которые очень изменили традиции русского стола.
  Национальной гордостью русской кухни до сих пор считаются каши. В старину их готовили с разными добавками. Особенно любили гречневую кашу, которую сдабривали молоком, маслом, варили с изюмом, костным мозгом, а подавали со сливками и сметаной. Позже стали популярны каши известного гурмана Рахманова (их готовили на концентрированном бульоне с сыром) и гурьевские каши, которые подавали горячими, охлажденными и даже замороженными.
  Но, пожалуй, основным продуктом русской кухни всегда был и остается хлеб, особенно ржаной. Он всегда был «отец родной» и «всему голова». Неурожай ржи, даже при обилии мяса, молока и других продуктов, считался величайшим бедствием. В деревнях хлеб выпекали в домашних условиях, а в городах и крупных поселениях выпечкой хлеба занимался определенный слой ремесленников — пекари. Они продавали свою продукцию с лотков. Пекари делились на ситников, калачников, пирожников, а среди калачников — на сдобных и столовых. Необыкновенным спросом пользовались пряники — уникальное изобретение русской кухни. Вообще для русской кухни испокон веку свойственно невероятное разнообразие выпечки — пирогов, кулебяк, курников, расстегаев, куличей и особенно оладий и блинов, которые стали символами масленицы.
  Из напитков самым «русским», пожалуй, является квас, который раньше готовили в каждом доме, независимо от достатка его хозяев. Русские квасы готовились из хлеба, из овощей, свежих и сушеных ягод и фруктов. Этот напиток отличался отменным вкусом, ароматом и завидной крепостью. Не менее кваса в старину были знамениты хмельной мед и пиво. Готовили на Руси и сбитень. К сожалению, он не выдержал конкуренции с чаем и вином быстрого приготовления и поэтому к началу XIX века остался как воспоминание у немногих авторов кулинарных книг.

***

  Огромное влияние на формирование русских кулинарных традиций оказала церковь. Начиная с Х-Х1 веков, на весь порядок еды в русских семьях наложили отпечаток введенные христианской церковью посты. А если учесть, что постных дней в году насчитывалось около двухсот, то и блюд, приготовленных из овощей, фруктов, круп и рыбы было изобретено великое множество. Более того, поскольку посты отличались друг от друга продолжительностью и строгостью, то и питались во время поста по-разному.
  Существовали еженедельные посты — по средам и пятницам — и однодневные: Крещенский сочельник (18 января), день усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября), воздвижение Креста Господня (27 сентября).
  Еженедельный пост в среду установлен в воспоминание предательства Иудой Иисуса Христа, а в пятницу — в память о крестных муках и смерти сына Божия. Святая Церковь в эти дни запрещала употребление в пищу продуктов животного происхождения (мяса, молока, масла, яиц, сыра), но разрешала растительную пищу, постное масло, рыбу. Спустя неделю после Троицы, от Недели всех святых до Рождества Христова по средам и пятницам запрещалось есть не только мясную и молочную пищу, но и также растительное масло и рыбу.
  Помимо еженедельных и однодневных постов существовало четыре многодневных поста.
  Самый главный и строгий — Великий (весенний), поскольку он предварял центральный праздник верующих — Пасху. Он начинался от Прощеного воскресенья и продолжался около 7 недель до Пасхи. Великий пост состоял из 40-дневного поста и поста Страстной недели, отмечаемой православными перед Пасхой.
  Четвертая, последняя перед постом неделя, называлась масленичной. Разрешалось употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но мясо уже было под запретом. Заканчивалась масленица Прощеным воскресеньем. В Великий пост, согласно уставу церкви, растительное масло разрешалось употреблять только по субботам и воскресеньям. В эти же дни верующие могли принимать в умеренных количествах освященное в церкви вино, в том числе и для укрепления сил постящихся. Есть рыбу разрешалось только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное Воскресение. В первую и последнюю недели поста от понедельника до пятницы полагалось есть только хлеб, сырые и квашеные овощи, свежие и сушеные фрукты. В другое время можно было есть вареные овощи без растительного масла. В то же время первая неделя Великого поста — дни особой строгости: первые 2 дня церковный устав рекомендовал обходиться без пищи вовсе, на третий день разрешались хлеб, овощи и мед. Так же строго предписывалось проводить и последнюю неделю поста, особенно Страстную пятницу (день распятия Иисуса Христа на кресте).
  Второй многодневный пост— Петров, или Апостольский (летний). Он начинался в первый понедельник после Духова дня (спустя неделю после Троицы) и оканчивался перед праздником святых апостолов Петра и Павла, казненных в Риме за проповедь христианства. Продолжительность Апостольского поста была непостоянна и колебалась от 8 до 42 дней в зависимости от даты Пасхи. По понедельникам, средам и пятницам во время Петрова поста предписывалось воздерживаться от рыбы, вина и растительного масла.
  Успенский (осенний) — с 14 августа до Успения Пресвятой Богородицы (28 августа по новому стилю).Успенский пост установлен в честь Девы Марии, матери Иисуса Христа. В это время церковь отмечала три праздника, посвященных Всемилостивому Спасу — Иисусу Христу: 14 августа — Праздненство Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, называемое в народе медовый спас; 19 августа, в день преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — яблочный спас; 29 августа — в празднование Успения Пресвятой Богородицы — хлебный спас.
  Успенский пост продолжался две недели и строгостью превосходил Петров и Рождественский посты, приравниваясь к Великому. По церковному уставу в понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоедение, т.е. только хлеб, сырые и квашеные овощи, свежие и сушеные фрукты, по вторникам и четвергам — вареная пища, но без масла, в субботу и воскресенье можно было употреблять масло и вино.
  В яблочный спас (19 августа) в храмах освещались яблоки и другие плоды, которые с этого дня можно было есть. В день яблочного спаса пекли яблоки, блины, пироги с яблочной начинкой, грибами и ягодами.
  И последний многодневный пост в году — Рождественский, или Филипповский (зимний). Он всегда проходил в одно и то же время и длился 40 дней перед Рождеством Христовым, с 28 ноября до 7 января по новому стилю. Двойное название этот пост имел потому, что начинался на следующий день после дня святого апостола Филиппа, распятого на кресте за проповедническую деятельность.
  По строгости он уступает Великому и Успенскому постам. По понедельникам, средам и пятницам предписывалось сухоедение — не разрешалась вареная пища, и есть можно только 1 раз в день. Вино и растительное масло можно было употреблять по вторникам и четвергам. Некоторое послабление поста приходилось на субботу и воскресенье, когда разрешалось есть рыбу.
  Начиная со 2 января, строгость поста усиливалась — исключалась рыба — ив последний день Рождественского поста, 6 января, в сочельник, достигала максимума. В сочельник не принимали пищу ранее появления на небе первой звезды (знак рождения Иисуса Христа). Слово «сочельник» происходит от старинного слова «сочиво». Оно означает ритуальное кушанье, обязательное для этого вечера, приготовляемое из миндального или макового молочка с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже — риса.
  Этот церковный уклад, введенный в далекие времена, поддерживается верующими до сих пор.

***

  С глубоким почтением русские всегда относились не только к самой пище, но и ко всему, то ее окружало. Поэтому хотя бы кратко следует сказать о кухонной утвари, которой пользовались на Руси.
  Продукты хранили в деревянных бочках, бочонках, кадях, ларях или лукошках, стоявших в амбарах, клетях и погребах. Жарили продукты на железных или медных луженых сковородах, тесто замешивали в деревянных чанах, дежах или корытах, а для варки использовали естовые котлы, вместимость которых иногда доходила до 40 ведер.
Обычные для сегодняшнего дня столовые приборы, такие как нож, вилки и ложка тоже имеют свою богатую историю.
  Наши далекие предки не делали различия между боевым, охотничьим, хозяйственным или столовым ножами. Каждый носил свой нож за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход только в XVI веке, но и они имели острый, как у кинжала, конец. Говорят, что своим тупым концом столовый нож обязан Наполеону, который будто бы велел закруглить концы ножей, дабы их не пускали в ход во время обеденных ссор.
  Довольно почтенный возраст имеет и столовая ложка. Еще до крещения Руси, а это было 1000 лет назад, она упоминается как привычный и совершенно необходимый во время еды предмет. В древних летописях можно прочитать, что уже во времена князя Владимира на Руси знали не только деревянные, но и серебряные ложки. Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок, например, запасливый гость без ложки не ходит.
  Из привычного для нас сегодня набора столовых приборов вилка является самой молодой. Даже за царским столом в XVI веке пользовались только ножом и ложкой. Отрезанные куски брали либо рукой, либо «чем было способнее». Российская аристократия узнала вилку в XVIII веке не без помощи со стороны Петра I, народные массы — только лишь в XIX веке. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей.
  Роль тарелок издавна выполняли миски. Наряду с горшком, миска практически составляла всю посуду, которая была в доме древнерусского крестьянина. Делали миски из глины, дерева, а позднее и металла. Так как из одной миски ела порой все семья или артель, то некоторые из них были довольно большого размера. Интересно, что в старинных руководствах по этикету давались специальные советы как культурно есть из общей миски.
  Тарелка же в отличие от-миски предназначена в основном для индивидуального пользования, имеет гораздо меньшие размеры и более плоская по форме. Изначально довольно длительное время тарелки заменяли большие ломти хлеба. Обедающий клал на них, как на тарелку, густую пищу, куски мяса, рыбы и др. После обеда эти «хлебные тарелки» обычно съедались, а в богатых домах раздавались нищим или выбрасывались собакам.
  Настоящие, в современном понимании, тарелки (тарелы — как их когда-то называли), появились на Руси не раньше XVI века. Во всяком случае Лжедмитрий I, ублажая в Москве Мнишек с сыном, в знак особого к ним уважения распорядился подать именитым гостям тарелки. Этот факт свидетельствует о том, что еще в начале XVII века тарелки не входили в быт даже наиболее состоятельной части населения.
  Главным и универсальным кухонным и сервировочным сосудом длительное время являлся керамический горшок — прямой прадедушка современной кастрюли, супницы, баночек для специй, контейнеров для хранения сыпучих и жидких продуктов и т.д. Его форма и устройство как нельзя лучше отвечали особенностям русской печи. В горшках варили похлебки, кипятили воду, тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разнообразные продукты. Кроме того, горшок служил удобной емкостью для хранения круп, муки, масла и т.д. В связи с такой универсальностью размеры и вместимость горшков были самые разные — от огромных до маленьких на 200-300 г.
  Различалась и внешняя отделка горшков. Более нарядными были те из них, в которых пища подавалась на стол. Печные же горшки чаще всего никакого орнамента не имели. Интересно, что чем выше становился в городах и деревнях уровень гончарного мастерства, тем меньше внимания уделялось внешней отделке горшков. Так, горшки, созданные мастерами на ранних этапах развития русских городов, имели более богатый орнамент, чем их более поздние собратья.
  Однако главным достоинством керамического горшка всегда считалась его прочность. И надо сказать, что в этой области русские мастера всегда были на высоте.
  В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Ну, а уж если случалось, что горшок треснул, то его не выбрасывали, а тщательно оплетали берестяными лентами и использовали для хранения продуктов.
  Не новички на русском столе и скатерти. По-видимому, они вошли в быт примерно в XV веке. Об этом свидетельствуют миниатюры тех времен. В XVI веке скатерть была уже довольно хорошо известна русской знати.
  Пожалуй, больше всего дальних родственников имеют современные фужеры и рюмки. Кубки, роги, чары и чарки, братины, чаши, ковши, стопы и стаканы — вот далеко не полный перечень посуды, из которой пили наши предки. Большинство из них предназначалось в основном для хмельных напитков. В быту же, как правило, обходились деревянными или металлическим ковшом. Ковши служили не только по прямому своему назначению, но и для украшения стола. Многие из них являются шедеврами народного творчества.
  Устойчивость и прочность — отличительные черты одного из старейших русских сосудов — братины. Эти качества как нельзя лучше отвечают ее названию и назначению. Ведь пили из братины вкруговую и она служила своеобразным символом прочности и устойчивости дружеских отношений всех участников пира.
  По форме братина напоминает небольшой горшок с шаровидным туловом, часто снабженный высокой конической крышкой. В таком сосуде мед долго оставался холодным, а сбитень .— горячим. Как и ковши, братины изготовлялись из самых разных материалов: дерева, меди, серебра и даже золота. Серебряные и золотые братины с элементами чеканки и затейливой резьбы составляли предмет гордости самих царей. Очень часто на таких сосудах делались назидательные надписи вроде той, что была обнаружена на братине XVIII века: «Господа, гостите, пьяны не напивайтесь, вечера не дожидайтесь».
  Для кругового заздравного пития предназначались также чаши и роги. Наряду с большими чашами в ходу были маленькие чарки и стопки.
  И еще несколько слов о русской печи. Ученые утверждают, что ее возраст насчитывает около четырех тысячелетий. За этот период она прошла путь от скромного глинобитного очага до сложнейшего строения, являющегося подлинным шедевром народного творчества.
  Русская печь в холодное время года обогревала жилище. В ней пекли хлеб и готовили другую еду, которая оставалась горячей до ужина. В печи варили квас, сушили продукты, одежду, грели воду. На ней и спали. За печкой прятались от женихов стыдливые невесты. Наконец, печь довольно успешно выполняла роль бани.
  Можно сказать, что печь в довольно значительной степени определяла быт русской крестьянской семьи. Однако главным ее предназначением все же всегда было приготовление пищи. Кто хоть однажды пробовал хлеб, испеченный в ней, томленые щи или кашу, уже никогда не забудет их превосходного вкуса и аромата.
  Секрет в том, что жар в печи распределяется очень равномерно, а температура остается стабильной в течение довольно длительного времени. Кроме того, русская печь устроена так, что посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнем, нагреваясь исключительно тем жаром, который в ней образуется. Кстати, и сама посуда, используемая для приготовления пищи в русской печи, постепенно приняла форму, в наибольшей степени отвечающую особенностям очага.
  Керамические горшки и металлические чугуны имеют выпуклую округлую форму именно потому, что нагрев в духовой печи осуществляется с боков. Дно горшка, стоящее на полу, нагревается очень слабо, вследствие чего его делают очень небольших размеров. Да и ухватом поддевать горшок с таким дном гораздо легче.
  Наиболее отвечают условиям русской печи такие способы кулинарной обработки, как варка, тушение, запекание, припускание. В ней прекрасно пекутся пироги, варятся и томятся щи, борщи, тушатся овощи, мясные и рыбные продукты. Особенно хороша печь для жарки больших кусков, мяса, тушек птицы, дичи, рыбы. А это все именно те блюда, благодаря которым русская кухня славится в мире.
  В течение веков множество поколений наших предков пополняли и совершенствовали рецепты русской кухни, а также все, что с нею связано. Нам стоит лишь бережно и со вниманием относиться к своему национальному богатству.

Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Новое на сйте
[05.08.2013] Щи из свежей капусты с говядиной
[05.08.2013] Борщ с ботвой свеклы (летний)
[03.08.2013] Черничный пирог
[03.08.2013] Корзинки с кремом
[03.08.2013] Шашлык из баранины с йогуртовым соусом
  • Соусы
  • Кулинары читают
  • Горячие бутерброды
  • Утка с яблоками
  • Пасха
  • Куличи
  • Архив записей
    Tak.ru

    - Рецепты блюд на любой вкус
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Счетчик тИЦ и PR Проверка тиц pr
    Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Рады приветствовать всех Вас в нашем онлайн кинотеатре.
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Разработка сайтов
  • Кулинарные рецепты
  • Кулинарные рецепты на праздник
  • Лечение, диагностика и профилактика детских болезней
  • Домовой - сайт домашнего мастера
  • Карта сайта
    Russkaykuhny © 2017Сделать бесплатный сайт с uCoz